Какие возможности следуют за переводом муниципального жилья в частную собственность? Есть ли обратная сторона медали? Кому квартиру в личное владение не отдадут? Об этом и не только рассказываем в статье.
- Что такое приватизация
- Для чего нужна приватизация
- Минусы владения квартирой
- Процесс приватизации
- Документы для приватизации квартиры
- Кому отказывают в приватизации
Что такое приватизация
Приватизация недвижимости — это бесплатная передача квартиры, принадлежащей государству, в собственность жильцу. Основанием для переоформления имущества в личную собственность является пользование жилым помещением по договору социального найма. Прежде, во времена Советского Союза, такое жилье предоставляли служащим предприятий, в настоящее время социальная недвижимость полагается нуждающимся малоимущим.
Перевод муниципальной квартиры в личную собственность регулируется законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541-1 от 04.07.1991. Приватизации подлежат как жилые, так и нежилые помещения, а также земля. Однако запрещено приватизировать служебное жилье, комнаты/квартиры в общежитиях, военных городках закрытого типа и, кроме этого, — недвижимость в аварийном состоянии.
По закону от 01.03.2005 «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», процесс приватизации должен быть завершиться с наступлением 2007 года, и квартиры, которые не приватизировали, — остаться в собственности РФ. На деле, так как государственные инстанции не справлялись с объемом заявлений, с июня 2006 года приватизация возобновилась до 01.03.2010. После еще четырех продлений, 08.02.2017 власти пролонгировали период приватизации без ограничения по времени.
Для чего нужна приватизация
Имуществом неприватизированным можно лишь пользоваться — то есть жить там. Приватизированное жилье (недвижимость в собственности) позволяет совершать с ним много разнообразных и важных действий:
- предоставить банку в качестве законного залога для кредита;
- передать в наследство. Жилье по договору социального найма останется только прописанным и проживающим там родственникам. Исключение в наследовании неприватизированной квартиры — если «хозяин» собрал необходимые документы и подал их на приватизацию, но умер, не успев оформить договор. Если же в квартире никто не был прописан на этот момент — квартира отойдет обратно государству;
- сдать в аренду, обменять на другую квартиру, оформить ренту;
- перевести квартиру из жилого фонда в нежилой;
- сделать перепланировку;
- меньше платить: муниципальное жилье предполагает, помимо расходов на коммунальные услуги, плату за ежемесячное пользование;
- прописать других жильцов (помимо детей, родителей и супругов);
- иметь право голоса на собраниях дома.
Минусы владения квартирой
Даже если вопросов в необходимости приватизировать квартиру не возникает, стоит знать, что теперь изменится доля ответственности. На жилую частную собственность накладываются определенные обязательства:
- ежегодный налог на имущество;
- оплата расходов на капитальный ремонт дома (муниципальное жилье государство ремонтирует за свой счет);
- при возникновении долгов — квартиру могу изъять (неприватизированная квартира личным имуществом не считается).
Процесс приватизации
По сути, процедура оформления приватизации не сложна. Наиболее трудоемкая часть — это сбор документов (список документов мы предоставим ниже). С перечнем готовых документов предстоит совершить следующие шаги:
- Заполнить заявление и подать его в соответствующие органы. Уточнить, какие органы «соответствуют» конкретно в вашем регионе, а также взять установленный образец заявления можно на интернет-портале местной администрации либо в ближайшем МФЦ. В крупных городах заявление допускается подать в электронной форме (например, через портал Госуслуг).
- Ожидать проверки документов. Период проверки может достигать двух месяцев. По истечении этого срока (или раньше) вам выдадут договор передачи жилья в собственность.
- Отнести договор в Росреестр для госрегистрации перехода права собственности. Из Росреестра его вернут с соответствующей отметкой и выпиской из ЕГРН.
Документы для приватизации квартиры
Закон не устанавливает единый список документов для оформления недвижимости. В каждом регионе перечень будет отличаться. К примеру, в Москве, помимо заявления на приватизацию, потребуются:
- паспорта всех зарегистрированных в жилом помещении, для детей до 14 лет — свидетельства о рождении;
- договор социального найма (можно взять у социального нанимателя);
- выписку/ордер из соответствующего распоряжения органа исполнительной власти (также — у нанимателя);
- выписку из домовой книги об истории регистрации с 21 июля 1991 года до момента подачи заявления (выдает ТСЖ/УК или МФЦ);
- документ о том, что ранее вы не пользовались правом приватизации (выдается органом местного самоуправления или БТИ);
- согласия прописанных в квартире граждан.
Полный список необходимых в вашем городе документов, повторимся, необходимо уточнить в МФЦ или местной администрации.
Обратите внимание, что все документы имеют разные периоды действия. Например, если в вашем регионе требуется справка об отсутствии долгов по коммуналке либо выписка с лицевого счета — то они действительны в течение одного месяца. Также могут попросить обновить техпаспорт и поэтажный план. Договор социального найма по сроку не ограничен.
Кому отказывают в приватизации
Не всегда на втором этапе приватизации выдают договор передачи квартиры в собственность. При наличии законных оснований, приватизацию могут и не согласовать. Причинами для отказа становятся следующие факторы:
- жилье расположено в аварийном здании;
- в договоре не указаны несовершеннолетние дети;
- отсутствуют какие-либо документы либо в них обнаружены несоответствия требуемым критериям;
- несоответствия данных между документами;
- заявитель прежде участвовал в приватизации;
- неподходящий статус квартиры — жилье не является муниципальным (какое имущество нельзя приватизировать — мы писали в самом начале статьи);
- квартира находится в составе специального жилфонда.
После устранения причины отказа (если это в ваших силах), документы можно подать повторно.
Комментарии