Частные тюрьмы – самая скандальная часть рынка недвижимости США. Игра политиков сделала приговоры судов выгоднее договоров аренды, после чего обычные люди превратились в товар для большого бизнеса.
Чем больше заключенных, тем лучше владельцам частных тюрем. Однако их прибыль растет не только за счет увеличения спроса. Чудовищные злоупотребления и рабский труд увеличивают неучтенную прибыль. Против выступают общественники, но в пользу тюрем говорит внутренняя политика.
Белый дом делает упор на экономию бюджета, борьбу с незаконной иммиграцией и торговлей наркотиками, для чего предоставляет частным тюрьмам заказы на сотни миллионов долларов. Как итог, казначейства отдельных штатов и государственные пенсионные фонды также охотно инвестируют в частных операторов тюрем. Государственными деньгами укрепляется частный бизнес по ограничению свободы людей. Подобная практика может получить распространение по всему миру, ведь прибыль от частных тюрем превосходит доходность трежерис США, самых надежных ценных бумаг мира.
История частных тюрем
В США первая частная тюрьма появилась в 1984 году, после чего количество заключенных, равно как и тюрем, стало медленно, но последовательно расти. Так, в 2009 году по всей стране на коммерческих нарах сидело 87 тысяч человек. В 2019 году их численность выросла до 170 тысяч, что составило примерно 8% от общего количества заключенных в 2,3 млн. Эра Обамы, казалось бы, поставила точку на победном шествии частных тюрем. 44-й президент США решил запретить бизнес на содержании заключенных, чему в немалой степени способствовали правозащитники, тысячами фиксировавшие различные нарушения.
На фоне грядущего запрета акции ключевых игроков рынка подешевели на 30%. Но тут президентом стал Трамп, и бизнес воспрянул с новой силой. Президент США решил ужесточить борьбу с незаконной иммиграцией и торговлей наркотиками. Эти два мероприятия предполагали значительный рост заключенных, что в контексте экономии госбюджета требовало нестандартных подходов к организации тюрем. Запрет частных тюрем был отменен, так и не вступив в силу.
Сколько можно заработать на частной тюрьме
Основной статьей доходов частных тюрем является содержание заключенных по ценам меньшим, чем предусмотрено правительством США, но с соблюдением всех необходимых стандартов содержания заключенных. Помимо этого, прибыль генерируется за счет работы самих сидельцев на различных легких производствах.
За первые три года правления Трампа средняя прибыль частных тюремных операторов составила 14%, что почти в 4 раза больше доходности 10-летних государственных облигаций США. Приросту прибыли содействовало изменение структуры спроса на частные тюрьмы. Если до Трампа на коммерческих нарах сидели по большей степени уголовники из числа граждан США, то в эпоху «ренессанса» тюремных операторов их основными клиентами стали незаконные иммигранты из стран Латинской Америки. На содержание и фильтрацию иммигрантов приходится половина всех средств, выделяемых частным тюрьмам бюджетом США. Для сравнения, на содержание уголовников федералы платят коммерческим тюрьмам лишь третью часть всех средств. Оставшиеся деньги приходятся на оплату охраны при транспортировке заключенных по территории страны. Учитывая большую важность борьбы с нелегальной иммиграцией, правительство штатов предоставило двум крупнейшим частным операторам тюрем Geo Group и CoreCivic подряды на сумму в более чем 600 млн. долларов! Помимо бюджетных средств частные тюрьмы заливают кредитными деньгами крупнейшие банки. Например, Bank of America тюремному оператору из Флориды Caliburn предоставил кредит на сумму в 380 млн. долларов.
Подобная щедрость по достоинству была оценена рынком. В частные тюрьмы вложили средства 20 государственных пенсионных фондов. Например, наибольший доход от содержания заключенных получают учителя Нью-Йорка. Вкладывают в тюрьмы и казначейства отдельных штатов. Например, данные инвестиции осуществила администрация штата Орегон. Помимо этого, стать инвесторами частных тюрем могут фактически все жители земли. Ведь большинство операторов доступны на фондовой бирже если не напрямую, то через REIT's фонды.
Недостатки и скрытый доход частной тюрьмы
Частные тюрьмы в США характеризуются большим количеством злоупотреблений, но слабой ответственностью за это. Подобный подход мог бы показаться странным, если бы не одно «но». Сами злоупотребления являются ничем иным, как средством оптимизации бизнеса, а следовательно, и инструментом увеличения прибыли. Чтобы быть прибыльной, частная тюрьма должна стать неприкасаемой. Именно поэтому с 1 октября 2015 года по 30 июня 2018 года в тюрьмах было выявлено контролирующими органами несколько тысяч нарушений, но взыскано лишь два штрафа.
Большинство злоупотреблений и недостатков не только позволяют нарастить прибыль, но и перевести ее в серую зону, где налоги давно стали анахронизмом. Поэтому точный размер прибыли от эксплуатации частных тюрем в США уже сейчас трудно установить.
Например, одним из побочных продуктов, производимым тюремными операторами, стали съемки видео в душевых и туалетах жилых блоков. Именно в этом обвинил администрацию компании CoreCivic австралиец Корей Дональдсон (Corey Donaldson), с 2017 по 2018 год отсидевший в частной тюрьме на территории США. Судебный иск он подал предусмотрительно лишь после возвращения на родину в 2019 году.
Двумя годами ранее, в 2017-ом, разразился другой скандал. Выяснилось, что крупнейшие участники рынка – компании CoreCivic и Geo Group – применяют в тюрьмах труд заключенных, чья оплата составляет 0,5-1 доллар в час. Условно оплаченный труд был приравнен юристами к рабскому. Именно на таких условиях заключенные готовили еду, убирали камеры и занимались благоустройством самих тюрем. Какой подъем от этого получили сами компании, выяснить не удалось. Но именно в тот год чистый доход двух этих фирм составил 4 млрд. долларов!
Все это происходит на фоне слабых успехов в деле исправления заключенных. Например, сидельцы нападают друг на друга в частных тюрьмах на 28% чаще, чем в государственных. А количество нападений на охранников – в два раза выше. На этом фоне в тюрьмах систематически фиксируется просроченная еда, отсутствие возможностей для занятий спортом, неработающие санузлы и душевые.
Со всем вышеобозначенным пытаются бороться правозащитники. Под их давлением, например, отказались от инвестиций в тюрьмы США пенсионные фонды из Канады. По этой же причине свернули кредитование операторов и некоторые банки из США. Однако в целом бизнес на сидельцах в Америке процветает. Ведь по большому счету частные тюрьмы стали основой государственной политики США, по крайней мере, в ее внутренней части. Но что мешает перенести этот бизнес во внешнюю сферу?
Комментарии