Кабмин поручил проработать мероприятия по господдержке сферы общепита и владельцев коммерческой недвижимости. Заниматься этим будут Минэкономразвития, Минпромторг и Минфин.
До этого, российские представители 58 ритейлеров и сетей общепита направили письмо премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой об экстренной помощи от правительства. Среди заявителей оказались в том числе и Стокманн, Л`Этуаль, Теремок, Ginza Project Moscow, Леoнардo, Cofix, Baon и Inventive Retail Group.
Бизнесмены отметили, что без поддержки государства потребительский рынок вернется к уровню 19 века века, «вдобавок возникает реальный риск дефолта перед банками на сумму около 1 триллиона рублей и под угрозу ставятся не менее 1 миллиона рабочих мест в торговых центрах страны».
Наиболее реализуемые меры из того, что предложили ритейлеры — это предложения по отсрочке налогов и арендных платежей за объекты (или землю) находящиеся в госсобственности, отмечает Денис Бобков, генеральный директор аналитической и консалтинговой компании «Недвижимость-Профи».
«С одной стороны, государство недополучит средства в бюджет в текущем моменте при принятии этих предложений, с другой — это позволит сохранить бизнес и получить эти платежи чуть позже. А вот субсидирование кредитов — тема уже не такая простая, поскольку государство вложит средства, но не получит прямой отдачи. Это понятно, когда речь идёт о социально значимых вещах (например, субсидирование ипотеки гражданам в 2015-2016 году), но в данном случае уже всё неочевидно», — комментирует Бобков.
В дальнейшем, привыкнув к всевозможным доставкам, люди неохотно будут возвращаться к привычному формату, считает эксперт. Но нынешние обстоятельства можно рассматривать по-разному. За последние пять лет доля онлайн-покупателей среди всех покупателей выросла с 20 до 45%. Ситуация просто даст толчок к еще большему развитию интернет-торговли, например уже можно приобрести квартиру онлайн. С другой стороны, нельзя сказать, что торговые центры к подобному не готовились.
«Скорее всего после оттока магазинов в онлайн, площади ТЦ перепрофилируются в коворкинги и кафе. Они уже давно стали делать упор на развлекательную часть — кинотеатры, центры для детей и т.п., сейчас люди приходили в ТЦ провести время, а не совершить покупку. Покупки — уже сопутствующее. Всё-таки дома сидеть после прохождения пандемии население не будет, а будет искать всевозможных развлечений», — полагает Бобков.
Комментарии