Московское отделение организации Greenpeace и примкнувшие к нему экологи в очередной раз обратились к властям с требованием отказаться от строительства участка Юго-Восточной хорды возле Московского завода полиметаллов. Исследование МГУ показало, что радиоактивный фон локации значительное превышает установленные законом нормы, поэтому земляные работы могут привести к катастрофе. При этом очевидцы уверяют, что подготовка к строительству уже началась.
Радиоактивный путь
По планам столичных властей, 36-километровая ЮВХ должна пройти в 10 районах Москвы. Трассу соединят с Северо-Восточной хордой и Южной рокадой, а также с Третьим транспортным кольцом. ЮВХ пересечет, а значит и разгрузит самые «пробочные» трассы столицы: Рязанский и Волгоградский проспекты, Каширское и Варшавское шоссе. «Формирование этой новой скоростной магистрали имеет колоссальное значение для жителей юго-востока города, где транспортное напряжение не ослабевает даже ночью», — неоднократно заявлял заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснулин.
Горожане и сами бы не хотели стоять в пробках, однако решение строить ЮВХ вдоль могильника радиоактивных отходов Московского завода полиметаллов (входит в госкорпорацию «Росатом»), многих озадачило. Этот завод еще в 50-х годах прошлого века начал складировать на берегу Москвы-реки отходы урановых и ториевых руд. Активисты несколько десятков лет заваливают власти всех уровней требованиями решить вопрос с несанкционированным могильником, однако ситуация не меняется. Естественно, что маршрут ЮВХ спровоцировал новую волну протестов.
На этой неделе Greenpeace обнародовал результаты исследования почв могильника, которое подготовили сотрудники кафедры радиохимии химического факультета МГУ. Специалисты взяли четыре пробы и выяснили, что активность радионуклидов там почти в 12 раз превышает установленные законом нормы. «Гамма-спектрометрия и жидкостная экстракция выявили значительную удельную активность альфа-активных радионуклидов радия-226 (до 8,2 кБк/кг) и тория-232 (2,7 кБк/кг), а также урана-238 (1 кБк/кг). Это в 11,9 раз больше, чем необходимо, чтобы,согласно российскому законодательству, отнести грунт к радиоактивным отходам по сумме альфа-радионуклидов (1 кБк/кг)», — говорится в заявлении «зеленых».
Отметим, загрязненность земли возле завода не оспаривает и предприятие «Радон» (входит в «Росатом»). В апреле этого года специалисты компании при поддержке МЧС РФ провели исследование и нашли 41 загрязненный участок. «Территория, прилегающая к заводу, действительно загрязнена радиоактивными веществами, там проводится дезактивация. Здоровью жителей близлежащих районов ничего не угрожает», — отреагировала на протестные акции пресс-служба предприятия.
Экологи уверяют, что стройка возле могильника может привести к серьезным негативным последствиям. Так, при земляных работах радионуклиды могут подняться в воздух вместе с пылью или попасть в Москву-реку через грунтовые воды. «Даже проезжая мимо такого могильника на машине есть вероятность вдохнуть вместе с воздухом частицы пыли, содержащие радионуклиды. Попав в легкие такие частицы приведут к внутреннему облучению, которое может привести к онкологическим заболеваниям. И уж, конечно, в серьезной опасности будут рабочие, которые придут строить хорду», — сообщил председатель Общественного совета южного берега Финского залива Олег Бодров. «Строительные работы на этой территории могут привести к подвижкам грунта, обнажению радиоактивных отходов, их вымыванию, выветриванию», — добавили в Greenpeace.
Отметим, что власти с этим не спорят, однако в Москомархитектуре уверяют, что строительство трассы не затронет зараженные участки. Однако в Greenpeace уверяют, что ЮВХ пройдет в опасной близости от очага загрязнения — всего в 50-ти метрах.
Сначала исследования, потом — хорда
Для решения вопроса с могильником нужна государственная воля. Эксперт программы «Безопасность радиоактивных отходов» Российского социально-экологического союза Андрей Ожаровский уверен, что для начала московским властям надо признать, что этот могильник вообще существует, после необходимо провести конкурс и найти ему хозяина. Ими могут стать, полагает эксперт, ФГУП «РосРАО» или ФГУП «Радон». «Уже собственник должен инициировать исследования и на их основе принять решение о том, что делать дальше», — уверен Андрей Ожаровский.
Олег Бодров подчеркнул, что пока участок исследовали только ученые, тогда как надо, чтобы территорией заинтересовались уполномоченные на это органы, в частности, Росприроднадзор и прокуратура. «Необходимо четко определить размеры могильника и его глубину, состав радионуклидов и уровень их активности. И только потом решать, что делать», — уверен эксперт.
Greenpeace в своем обращении к властям также настаивает на том, чтобы госорганы перепроверили результаты исследования МГУ, взяв пробы грунта при свидетелях. «Необходимо разработать, обсудить с общественностью и реализовать программу рекультивации радиационноопасного объекта», — говорится в заявлении. При этом активисты готовы поделиться уже сделанными пробами и результатами исследования МГУ.
Андрей Ожаровский отметил, что если могильник обретет официальный статус, то проблему можно будет решить двумя способами. Первый — вывезти весь загрязненный грунт и ликвидировать могильник. «Это дорого обойдется бюджету и займет десяток лет, зато потом можно будет построить действительно удобную дорогу», — пояснил эксперт.
Второй вариант — законсервировать могильник. «В этом случае проект ЮВХ придется полностью пересмотреть. Да и вообще запретить какую-либо стройку возле этой территории», — считает Андрей Ожаровский.
Накануне вечером активисты вновь собирались у могильника и видели, как рабочие огораживают будущую стройплощадку. Митинг против строительства у несанкционированного могильника состоится 22 июля.
Комментарии