Самый богатый город страны никогда не разорялся казной и не оскорблялся неумением власти. Другое дело – провинция, где рвение чиновников порой приобретает причудливые формы. Частным примером этого является налогообложение недвижимости.
Размер платежа
С 1992 года в России налог на недвижимость исчисляется на основании инвентаризационной стоимости объекта. Таковая учитывает лишь износ конструктивных частей здания, что приводит к чудовищному перекосу платежей. Самые большие из них платили отнюдь не владельцы дорогой недвижимости, а наоборот.
Например, в 2010 году максимальный средний платеж за недвижимость вносили жители Калмыкии. Их вклад в казну государства составлял 784 рубля. На втором месте по значимости находились жители Вологодской области, чей средний чек равнялся 560 руб. Владельцы самой дорогой недвижимости, московской, платили 460 руб. В Питере этот же показатель составлял 418 руб.
Данная диспропорция не была примером одного года, с различными вариациями она отмечалась регулярно. По мере перехода на кадастровую систему начисления налогов столица заняла первое место по объему платежей. Зато регионы остались лидерами по целому ряду других обременений. Например, размеру ставок и неопределенности размера платежей.
Супер ставки + сюрприз
В 2020 году налог на основании кадастровой стоимости недвижимости будет впервые начислен для жителей Шадринска Курганской области. При средней зарплате в 29 786 рублей его можно по праву считать населённый пунктом с самыми жестокими налоговыми ставками на недвижимость в России.
В конце прошлого года местный муниципалитет принял постановление предусматривающее налогообложение домов стоимостью свыше 1 млн. и квартир по цене от 2 млн. по максимальной ставке в 0,3 % от кадастровой стоимости. Квартиры стоимостью от 1 до 2 млн. будут облагаться налогом по ставке в 0,25%. Для более дешевых объектов предусмотрена ставка налога в 0,2%.
Хотя даже в богатой Москве этот показатель начинается от 0,1%. Для сравнения, в лидирующем экономическом центре региона Екатеринбурге со средней зарплатой в 53 тыс. рублей власти не рискнули поднять ставку налога выше минимального 0,1%. Но ставка налога отнюдь не самое впечатляющее, хотя и неприятное событие для щадринцев.
Размер платежа был принят еще до того как стала известна кадастровая стоимость недвижимости. Она, согласно действующему законодательству, должна меняться не реже одного раза в пять лет, что собственно и произойдет в Щадринске лишь в текущем году. С учетом того, что последняя кадастровая цена в своем среднем значении составляла 7 тыс. за кв. метр, а доллар тогда стоил 32 рубля, удивление горожан размеру налога может быть очень велико. Косвенно прогноз подтверждает и рыночная стоимость жилья в Шадринске, которой, по заверению властей, должна соответствовать кадастровая оценка. Значительная часть реализуемой недвижимости подпадает под максимальные ставки налогообложения.
Тип недвижимости |
Стоимость предложения |
Доля от общего предложения этого типа жилья |
Налоговая ставка (При аналогичной кадастровой стоимости) |
Квартиры |
>2 млн. |
11% |
0,3% |
1-2 млн. |
51% |
0,25% |
|
Дома |
> 1 млн. |
69% |
0.3% |
Представить, что такое могло произойти в Москве сложно.
Отсутствие льгот
В России есть небогатые регионы, где сравнительно большие ставки налогообложения сочетаются с полным отсутствием льгот по ним. Например, на стадии ввода новой системы налогообложения пару лет назад целых 10 регионов не предлагали своим жителям, каких-либо поблажек по налогу на недвижимость.
К ним, например, относилась Республика Коми, по уровню налогообложения подобная Москве. Помимо нее в данный перечень вошли Архангельская область и Ненецкий АО, Бурятия, Карачаево-Черкесия, Амурская, Владимирская, Ивановская и Псковская области, Забайкальский край.
Для сравнения в Москве на тот период действовало 15 федеральных и 3 муниципальных льготы по налогообложению. Это являлось максимальным количеством налоговых льгот в отдельно взятом населенном пункте РФ. Справедливости ради стоит отметить, что на втором месте по данному показателю была Тверь, где действовало 17 налоговых поблажек.
Собери и отдай
Жесткая политика налогообложения в регионах обуславливается крайне неприятной особенностью данного процесса. Муниципалитеты могут оставлять у себя только налоги с имущества физлиц, а вот взносы юридических лиц они вынуждены передавать федеральному центру. Который уже сам решает, сколько вернуть в город из казны в рамках федеральных программ. С учетом того что физлица в целом по России обеспечивают лишь пятую часть платежей жадность местных властей становится понятной.
Другое дело Москва, являющаяся городом федерального подчинения. На основании этого все собранные налоги остаются в столице. А это немалые суммы. Например, в 2016 году Москва собрала налог на имущество с физлиц на 16 млрд. рублей, тогда же сумма сбора налога на имущество юридических лиц составила 105 млрд. Пользуясь федеральным статусом, столица оставила второй налог, так же как и первый себе. Для сравнения Екатеринбург за тот же год собрал 1 млрд. с физлиц и 15 млрд. с юридических. Первую сумму город оставил себе, а вот вторую отдал центру.
Будучи объективными, отметим, что возможность оставлять налоги юрлиц имеют все города федерального подчинения. Однако их в стране всего три. Помимо Москвы к ним относятся Санкт-Петербург и Севастополь. Все остальные вынуждены проходить через ежегодную бюджетную экзекуцию.Подобная несправедливость подпитывает столичный статус Москвы и закрепляет местечковость местных бюджетов и элит. Пока власти не займутся перераспределением средств вместо изменения системы их сбора, провинция продолжит удивлять столичных жителей специфическим колоритом.
Комментарии