Все чаще в СМИ звучат призывы «стереть в радиоактивный пепел» «проклятый Запад», в отношении России вводятся все новые санкции, в ответ на которые Россия вводит свои контрсанкции. Бывшие «западные партнёры» высылают российских дипломатов. Мы решили выяснить к каким последствиям приведёт раскручивание спирали холодной войны, как она скажется на рынке недвижимости и где лучше купить жильё, чтобы выжить в гипотетическом ядерном армагеддоне.
Novostroy: В связи с цепью международных дипломатических скандалов стоит ли ожидать сокращения присутствия иностранных девелоперов на российском рынке?
Мaрия Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE: Иностранных девелоперских компаний на российском рынке жилья очень мало: почти все компании, входящие в единый реестр застройщиков, имеют отечественную «прописку». Зарубежные девелоперы заняты в строительстве преимущественно торговых и производственных объектов в России. Более того, на отечественный строительный рынок все чаще приходят застройщики из развивающихся стран (Индии, Китая, Турции, стран СНГ), которые не вовлечены в политическое противостояние России и развитых стран. Поэтому рост напряженности в международных отношениях едва ли прямо отразится на строительном рынке нашей страны.
Novostroy: Отразится ли новая «холодная война» на рынке недвижимости?
Станислав Ахмедзянов, IBC-Недвижимость: Я полагаю, что холодная война которая уже идёт давно – уже давно отразилось на рынке недвижимости. Дело в том, что уже давно на рынке недвижимости недостаточное количество денежных средств – это прямое последствие ведущейся холодной войны, финансовых санкций и так далее. Теперь этот тренд может просто продолжаться, либо продолжаться со сколькими темпами. Однако в многих городах цены на рынке долевого строительства и так близки к минимальным.
Сергей Первиков, генеральный директор Prisma Group: «Холодная война» между Россией и Западом и, в частности, санкции, если их будут усиливать, могут привести к массовой распродаже облигаций (ОФЗ), обязательства по которым несет Правительство РФ. В условиях, когда Россия отрезана от внешних рынков, и валюту брать особо негде, это может обернуться и тем, что курс рубля неизбежно будет падать, а доллар улетит к небесам. Это именно то, что сделал однажды Джордж Сорос с английской валютой. Скупив ее в огромном количестве, начал единомоментно продавать, обвалив курса фунта стерлинга до самого дна. Чтобы понять, что случится вслед за этим, достаточно вспомнить аналогичные ситуации недавнего прошлого: 2014 и 2015 годы, когда мы столкнулись с резкой девальвацией. Те, кто не успел закупиться валютой, будут искать, в чем сохранить свои сбережения. Будут скупать все: телевизоры, холодильники, машины и, конечно, квартиры. Как всегда, в неспокойные времена основной «тихой гаванью» для денег становится недвижимость. Что происходит дальше? Локально начинает продаваться большой объем жилья, застройщики поднимают цены, тем самым сокращая свой потенциально возможный объем продаж. Больше всего продадут те, кто будет готов «слить» квартиры по адекватным для текущего периода ценам, не жадничая на внезапно возникшем ажиотаже. К этой ситуации нужно подготовиться и выстроить правильную стратегию действий. Надо понимать, что для застройщиков это может быть шанс сбыть неликвид, да и в целом реализовать свои объемы, компенсировав недостающие доходы за предыдущий период и создав себе необходимую финансовую подушку. Это, безусловно, нужно учесть при планировании, чтобы иметь возможность обернуть внешние факторы себе на пользу. Застройщики должны подготовиться к тому, чтобы использовать возникшие шансы. Им надо продумать стратегию масштабирования коммерческого блока, чтобы удовлетворить внезапно возросший спрос. Сейчас, на падающем рынке, в это мало кто верит и мало кто имеет такие наработки. Нужно продумать ценовую политику: что продавать по текущему прайсу, а на что повышать цену, чтобы сбыть и ликвид, и неликвид. Стоит позаботиться о закупке или контрактовке стройматериалов по текущим ценам, так как их стоимость взлетит вместе с курсом доллара. Возможно, создать товарные запасы. Ну, и так далее.
Novostroy: В.В. Путин уже дважды заявил о вероятности применения ядерных вооружений при решении споров с другими государствами. Стоит ли девелоперам предусматривать в своих новых проектах строительство бомбоубежищ?
Мaрия Литинецкая: В 2014 году Минстрой обновил требования к проектированию бомбоубежищ в жилых зданиях. На этот счет есть соответствующие строительные нормы: СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны». Согласно нормам, все подземные паркинги, а также подвальные помещения в случае чрезвычайной ситуации можно переоборудовать в укрытия, в том числе и на случай военных действий. Такие убежища оснащаются специальными системами канализации, дымоудаления и другими коммуникациями, которые могут использоваться в случае чрезвычайной ситуации. Однако технический уровень таких помещений прямо не регулируется: строительные нормы не обязывают застройщиков оборудовать паркинги, скажем, автономными генераторами, герметичными проходами, работающими по принципу шлюза, а также альтернативными системами воздушной фильтрации. Такое оснащение может обойтись в десятки миллионов рублей дополнительных расходов. Помимо укрытий в подземных автостоянках и подвалах жилых комплексов, в городе еще в советские времена построена система убежищ (включая метрополитен). В отличие от «домашних» укрытий они обладают рядом преимуществ. Во-первых, могут выдержать более мощную ударную волну. Во-вторых, в них предусматривается хранение запасов еды, воды, медикаментов, а также медпункты. То есть в укрытии жилого комплекса можно прятаться не более чем один-два дня, тогда как в специальных убежищах – не менее трех дней. Общее число таких объектов держится в тайне, но по некоторым оценкам в столице их насчитывается несколько тысяч.
Novostroy: Дома построенные по каким технологиям с большей долей вероятности способны пережить ядерный удар?
Мaрия Литинецкая: Ядерный удар может иметь самую разную мощность. Сегодня военные делают ставку на тактические ядерные заряды, которые применяются для уничтожения отдельных объектов или группировок войск. В этом случае, если ваша новостройка не станет вдруг непосредственной целью врага, скорее всего большой урон причинен не будет. В случае применении стратегических ядерных вооружений, достигающих в мощности десятков мегатонн, никакие промышленные или гражданские объекты, за исключением сверхглубоких бункеров, не устоят.
Novostroy: В каком районе выбрать новостройку, чтобы иметь шансы на выживание?
Мaрия Литинецкая: Конечно, актуальные военные планы ни одной страны не известны. Тем не менее в 2015 году Архив национальной безопасности США рассекретил наиболее «свежий» план атомной войны против СССР и других стран соцлагеря, разработанный в 1956 году. Среди рассекреченных документов был список целей на территории СССР, включая столичный регион. Только в современных границах Москвы (включая ТиНАО) было предусмотрено 9 целей: Кремль, Ходынское поле, Филевский парк, Измайлово, Чертаново Северное, Ново-Переделкино, Мосрентген, Аэропорт Внуково, Аэропорт Остафьево. Еще несколько целей было предусмотрено в ближнем Подмосковье: Люберцы, Химки, Щербинка, Подольск и другие города. Хотя по плану планировалось использование зарядов разной мощности от 1,7 до 9 мегатонн, даже самый слабый из них мог разрушить все в радиусе 8-10 километров. Наверняка с тех пор планы претерпели изменения, однако если вы всерьез озабочены проблемой выживания в ядерной войне, то жилой комплекс лучше выбрать подальше от Москвы, вдали от стратегических объектов: аэродромов и аэропортов, военных частей, транспортных развязок, промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и наукоградов.
Комментарии