Умный город в Подмосковье: что это такое, и поможет ли он местным жителям?

Интервью 962 13 июня 2019 в 18:08 Вадим Шклёда
Умный город в Подмосковье: что это такое, и поможет ли он местным жителям?

Масштабная программа по внедрению в российских городах «умных» систем коснулась, наконец, и Подмосковья. На экономическом форуме в Петербурге чиновники решили сделать «умными» сразу три города. Чем это чревато для жителей, сколько лет нужно чтобы системы в этих городах поумнели и кто за всё это будет платить Novostroy.ru спросил у экспертов.

Novostroy.ru: На Петербургском международном экономическом форуме власти Московской области, Минстрой и главы Дубны, Ивантеевки и Реутова подписали соглашение по проекту цифровизации управления этими городами. Чем это может быть полезно местным жителям?

Пресс-служба АО «ЭР-Телеком Холдинг»: Цель цифровизации – создание необходимых условий для обеспечения комфорта жителей в условиях ускоряющегося темпа жизни. Раньше для оплаты коммунальных услуг было необходимо идти в банки, тратить свое время в очередях. Сейчас у нас есть возможность сделать те же самые операции не выходя из дома и находясь в любой точке земного шара (при наличии подключения к интернету). Соответственно, цифровизация управления городами направлена как на уменьшение затрат, временных и материальных, так и на повышение уровня комфорта городской среды. Например, обеспечение медицинских учреждений датчиками температуры в специальных помещениях, позволит обеспечить необходимые условия хранения лекарственных средств, датчики проникновения на чердаки, известят о несанкционированном проникновении и обеспечат безопасность и т. д.

Сергей Грибанов, генеральный директор компании разработчика и производителя оборудования для «умного дома» и систем автоматизации недвижимости INSYTE Electronics: Существует уже пять поколений «Умных городов». Первые поколения городов были больше ориентированы на технократизм, не на человека. Сегодня в центре именно человек и его потребности. Поэтому цифровизация города полезна тем, что системы, власти и службы будут чутко реагировать на потребности людей. Обратная связь от жителей будет собираться круглосуточно в режиме реального времени. А она важна во всех сферах: ЖКХ, медицине и т.д. Например, при планировании работы общественного транспорта можно определить, где нужны остановки, какие маршруты востребованы и т.д.

Сергей Грибанов
Эксперт рынка

Подобный подход позволяет быстро эволюционировать внутреннему устройству города. Если раньше нужно было писать обращения, то сейчас все онлайн. Скорость реакции на потребности жителей города выше. Снижаются и расходы на 20-30%, повышается безопасность. Ведь «Умные города» – это умные здания, соединенные умным транспортом, обеспеченные умным освещением, видеонаблюдением и системами безопасности.

N.RU: В условиях растущих цен на ЖКХ, мусорной реформы и прочих новаций последних лет, не потребует ли внедрение «Умного города» дополнительные затраты от жителей этих трёх городов? За чей счет будут внедрять «Умный город»?

С.Г.: Правительство прекрасно понимает, что перекладывать затраты на внедрение «Умного города» на людей будет неправильно. Поэтому рассматриваются разные варианты сотрудничества. Например, государственно-частное партнерство. Отбираются проекты, которые будут решать действительно актуальные задачи. Важно понимать, что затраты окупятся. Потому что цифровизация снижает издержки.

N.RU: Власти называют множество плюсов внедрения «Умного города», но формулировки преимущественно общие: цифровизация строительства, «умное» ЖКХ, инновационная инфраструктура. Что кроется за этими формулировками? Что такое, к примеру, цифровизация строительства?

АО «ЭР-Телеком Холдинг»: Цифровизация строительства - это внедрение технологий информационного моделирования (BIM) на всех этапах «жизненного цикла» объекта. Федеральные органы власти, отвечающие за эту сферу, ожидают снижение показателя затрат на строительство на 20%. За рубежом такие технологии уже успешно себя зарекомендовали. Также, цифровизация строительства – это внедрение современных технологий на этапе проектирования. Например, изначально проектировать систему контроля доступа на территорию жилого комплекса, включающую «умные домофоны», «умные шлагбаумы» и т.д. Для жителей «умное ЖКХ» означает отсутствие необходимости тратить время на снятие показаний с приборов учета и возможность контроля потребления ресурсов в режиме реального времени. Также, это статистические данные по потреблению и возможность прогнозирования производственных мощностей для РСО. Не стоит забывать, что «умное ЖКХ» - это возможность получения информации по балансу ресурсов дома также в режиме реального времени, что снижает трудозатраты на составление огромных таблиц. Вся информация собирается без участия человека.

С.Г.: Цифровизация строительства – это самый свежий тренд во всем мире. Речь идет о цифровых моделях зданий. Начинается все с проектирования. Заранее можно посмотреть, как будет двигаться строительство, люди внутри здания, какие потребности в электроэнергии и других ресурсах, как будет работать та или иная система. Цифровая модель здания позволяет ускорить строительство. В дальнейшем цифровая модель поможет экономить на эксплуатации. Повышается и безопасность людей. Можно будет передать пожарным цифровую модель здания, чтобы они могли понять, где находятся люди, где задымление и как их спасти. «Умное ЖКХ» и инновационная инфраструктура – это связанные вещи. Это внедрение новых цифровых платформ, которые позволяют управлять зданием наиболее эффективно. Например, системы энергосбережения помогают экономить до 20-30% на эксплуатации. Мы видим, что и где происходит, сколько потребляет каждое здание, где произошли аварии и т.д. Так оптимизируются все процессы и прогнозируется потребление энергии и других ресурсов.

N.RU: Как скоро, по Вашему, жители «Умных городов» смогут насладиться новыми благами цивилизации?

АО «ЭР-Телеком Холдинг»: Многое зависит от самих горожан. Решения по многоквартирному дому принимаются собственниками жилья и если они хотят установить, например, датчики воды со встроенными модемами, передающими информацию о потреблении – этот вопрос нужно вынести на общее собрание собственников. Что же касается городской инфраструктуры – многое зависит от исполнительных органов государственной власти. АО «ЭР-Телеком Холдинг» представило пилотные проекты в различных сферах и испытания были пройдены успешно. Зачастую возникает вопрос источника финансирования. Наша компания позиционирует себя как партнера, то есть мы готовы вкладывать собственные средства в реализацию инфраструктурных проектов. Поэтому, мы надеемся, что отдельные проекты будут запущены в самое ближайшее время.

С.Г.: Программа цифровизации городов рассчитана на 5-10 лет.

N.RU: В каких странах и городах подобные проекты уже существуют и положительно себя зарекомендовали? Есть ли отличия российских «Умных городов» от зарубежных?

АО «ЭР-Телеком Холдинг»: Вопрос определения критериев «Умных городов». В данное понятие мы включаем наличие большого количества точек WI-FI -доступа, универсальных средств управления сервисами через смартфоны, «умные парковки», online-доступ к гос.услугам, переработка отходов и т.д. Сингапур, Токио, Сан-Франциско, Копенгаген являются лидерами по внедрению «умных технологий».

С.Г.: Их очень много. Во всем мире существую примеры «Умных городов». Те, кто начинал раньше – Корея, Япония, США – столкнулись с тем, что половина функций вообще не нужна и стоит очень дорого. Сейчас, с каждой итерацией, технологичность остается на высоком уровне, но «Умный город» приближается к человеку. Лидер по стоимости – Китай. Но решения очень спорные, мы же понимаем, на чем экономят в этой стране. Весь мир ориентируется на более дорогие и серьезные решения. Но жизнь покажет, как это будет развиваться. Отличий российских городов от зарубежных нет. Потому что все действует в единой парадигме – развиваются вокруг человека. Вопрос только в стоимости. Большинство решений построены на локальных производителях, то есть у нас стремятся использовать решения российских компаний, и они есть и по качеству не уступают, а иногда и превосходят зарубежные аналоги. Есть функциональные особенности у разных стран. Все зависит от конкретных потребностей. В Европе и Скандинавии очень важен «зеленый транспорт» (велосипеды и электромобили), в Японии делают акцент на цифровизацию услуг, США – цифровизацию внутри зданий.

Комментарии

Чтобы подписаться на ветку комментариев, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
Если Вам надоело каждый раз вводить капчу и быть NoName пользователем, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
Вы еще не голосовали за данную статью, проголосуйте:
Если Вам надоело каждый раз вводить капчу и быть NoName пользователем, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
Вы еще не голосовали за данную статью, проголосуйте:

Самое читаемое за месяц