Максимальное дистанцирование всех сторон сделки друг от друга - это главный тренд уже реализованный на рынке. Фактически все ключевые операции с недвижимостью удалось вывести в онлайн. Наиболее успешны в данном плане США.
Внедренные там методы работы представлены в таблице.
Новаторство |
Страна применения |
Дистанционная оценка недвижимости ипотечными брокерами и риэлторами |
США |
Электронный нотариат |
США |
Дистанционное получение и закрытие ипотеки |
США |
Дистанционное проектирование дома и наблюдение за его строительством |
США |
Показ посредством видеочатов или 3D-слайд шоу |
повсеместно |
Оснащение риэлторов 3D камерами или смартфонами последних моделей |
США |
Особенный интерес представляет дистанционный метод оценки недвижимости ипотечными брокерами и риэлторами. Он осуществляется не за счет просмотра объекта изнутри, а за счет сравнительной оценки его технических характеристик и внешнего вида с другими объектами в районе. При ценообразовании учитываются и общие характеристики месторасположения. То есть фактически визуальный осмотр недвижимости заменяется поездкой на авто по окрестностям и учетом различных данных в электронном формате.
Примечательно, что осуществляет данный сервис не отдельный банк, а компания, специализирующаяся на оказании различного рода онлайн услуг, в том числе и по закрытию сделок и получению нотариального заверения через интернет.
Последнее, кстати, отличается высокой безопасностью, хотя и внедряется буквально на ходу, так как значительная часть штатов попросту законодательно не имеет возможности разрешить данный вид нотариальных услуг. Штаты Висконсин, Мэриленд и Айова законодательно разрешили онлайн-нотариат уже после начала пандемии. Все остальные, где это запрещено, поспешно принимают новые законы.
Стоит признать, что в России также возможно заключение сделок онлайн. Однако полноценные транзакции допустимы лишь на рынке первичной недвижимости. Так как сделки со «вторичкой» требуют наличия у продавца справок о психическом здоровье и согласия членов семьи на продажу. А эти документы можно получить лишь оффлайн. Из-за этого США пока что является единственной страной, где действующее законодательство позволяет заключать онлайн-сделки без ограничений.
Медики перестраивают рынок недвижимости
На рынке появился новый центр влияния - медики. Их оружие - это онлайн-карты адресов, откуда были взяты на лечение инфицированные коронавирусом. Публичное раскрытие этой информации необходимо для безопасности населения, но косвенно оно просто убивает если не кварталы, то отдельные дома.
Представить, что после появления адреса на карте кто-то захочет там купить или арендовать жилье не приходится. Впервые такие карты были сформированы в Южной Корее и Сингапуре. Затем они пришли в другие страны. В России первый онлайн-ресурс стал действовать по Москве. Плотное общение с ним становится обязательным не только для частников, но и профессиональных участников рынка. Ведь почти всегда оглашение адреса приводит к полному прекращению деловой активности по нему. Третья сила способная независимо от всех влиять через интернет на рынок стала реальностью.
Новые вызовы и возможности для рынка недвижимости
Введение карантина привело к снижению платежей за ЖКХ в России. Причем если граждане снизили платежи на треть, то юридические лица сделали это наполовину. В случае задержки карантина убытки коммунальщиков существенно возрастут. Это приведет к ужесточению учета и упрощению отключения коммунальных услуг. К чему это может привести, свидетельствует пример европейских государств, где электросчетчики прямо на столбах рядом с частными домами стали обыденной картиной. Это позволяет не только в любое время сверить показания учета, но и отключить электричество без вызова специальной бригады и автовышки. Разумеется, самовольное подключение в таком случае легко выявляется и наказывается, а вот установка самих счетчиков проводится за счет электроснабжающей организации, что существенно снижает пространство для маневра домовладельцев. Для сельской местности России подобное нововведение ничем хорошим не обернется.
Еще одни изменения грядут в сфере страхования недвижимости. Оно зачастую напоминает добровольно-принудительный сбор копеек с населения. Однако та буря, которую создал коронавирус в сфере заключенных договоров, вынудит отказаться от этой формальности, превратив страхование в то, что на самом деле должно компенсировать риски.
Это не только снизит количество участников рынка, но и увеличит стоимость самой страховки. То есть участникам сделок надо готовиться к большему размеру сопутствующих расходов.
Изменение механизма транзакций также неизбежно. Только за первые два месяца 2020 года Китайский совет по содействию международной торговли выдал участникам рынка недвижимости 5637 сертификатов форс-мажорных обстоятельств на общую сумму в 503,5 млрд. юаней. Все они связаны с коронавирусом и вряд ли будут покрыты страховыми компаниями традиционно не страхующими форс-мажор.
В данном контексте возникает необходимость урегулирования финансовых проблем ранее не использованными методами. Ведь форс-мажор из редкого случая превращается в обыденность, что больше не позволяет относиться к нему как ранее.
Решение проблемы непредвиденных обстоятельств, возможно, будет увязано с результатами конфронтации участников рынка и национальных Правительств. В ряде стран риэлторы и арендодатели крайне недовольны тем, что их не включили в перечень жизненно важных субъектов экономической деятельности.
Это уже привело к судебным разбирательствам. Например, губернатор Пенсильвании Том Вольф получил судебный иск от местной ассоциации риэлторов. В иске содержится особая просьба, чтобы губернатор определил услуги в сфере недвижимости как бизнес, поддерживающий жизнь. Это необходимо сделать на основании того, что три основные составляющие жизни - это еда, одежда и жилье. Не признавая этого, губернатор препятствует праву местных жителей на получение убежища.
Получение бОльших прав гарантирует бОльшую поддержку государства. И здесь не обойтись без помощи из бюджета. Это закономерно приведет к ужесточению налогообложения недвижимости.
Как видим, все изменения направлены либо на модернизацию рынка, либо на создание дополнительных финансовых гарантий для его участников. Если первое для конечных покупателей благо, то второе - зло. Ведь фингарантии будут предоставляться только профессиональным участникам рынка. Рядовые домовладельцы, как и ранее, продолжат рассчитываться за всех и вся, хотя и комфортнее чем ранее.
Комментарии