Какой должна быть Новая Москва по плану мэрии? Что уже построено, а что только предстоит сделать? И главное: всё ли идёт по плану? Читайте это в нашей статье, посвящённой юбилею присоединения Новой Москвы.
Юбилейный год
Способность столицы нашей Родины к расширению давно стала предметом для шуток. Как пел один известный рэпер:
«Фраза “Москва — не резиновая” не зря крылатой стала:
Москва из куда более эластичного материала».
Действительно, в последние десятилетия Белoкаменная всё дальше отодвигает свои фактические границы от исторического центра. Московские девелоперы уже давно вышли за пределы МКАД и соединяют мегаполис с пригородами ряда новостроек. Поэтому бывает сложно понять, где ещё продолжается столица, а где уже начинается область.
Подпись: карта новостроек в Московском регионе с novostroy.ru
Так что административное включение новых территорий в 2012 году в состав Москвы, по сути, является лишь признанием очевидного факта. В ходе той реформы площадь столицы выросла почти в 2,5 раза.
При этом столица потеряла свои привычные очертания с окружностями вокруг центра. По какой причине это случилось, мы уже разбирали в статье «Почему Москва вытягивается на Юго-Запад». Если кратко, то смысл в том, что мэрия решила уйти от моноцентричной структуры города. Это позволит решить транспортные проблемы мегаполиса. В теории.
Все эти свежеприобретённые территории часто называют Новой Москвой. Хотя с точки зрения административного деления правильнее говорить ТиНАО. Это совокупность Троицкого и Новомосковского административных округов. Но для удобства в данной статье мы будем использовать термин «Новая Москва» для всей этой локации.
1 июля нынешнего года эти территории будут праздновать памятную дату — 10 лет в составе столицы. Конечно, для завершения такого грандиозного проекта, как освоение Новой Москвы, двух пятилеток мало. Конечный срок его реализации — 2035 год.
Но уже сейчас можно подвести промежуточные итоги. Понять, какие планы осуществлены или успешно воплощаются в жизнь, а какие всё ещё остаются только красивыми картинками в презентации.
Планы и реальность
Благо, что свои планы столичная мэрия не скрывает. Чиновники неоднократно давали интервью о своём видение будущего Новой Москвы. По итогам развития ТиНАО на 2021 год был подготовлен подробный отчёт, где можно почерпнуть много полезных данных. К примеру, сколько было и ещё будет потрачено средств.
Источник: здесь и далее используются изображения с stroi.mos.ru
На официальном сайте города есть подробный материал, посвящённый развитию Новой Москвы. Можно прямо по пунктам пройтись и посмотреть, что же планируется в отношении развития новой локации.
Метро
В чём точно нельзя упрекнуть московские власти, так это в затягивании сроков сдачи новых станций метрополитена. Особенно если до этого ознакомиться с ситуацией по развитию петербургской подземки. Просто небо и земля.
Важность развития метрополитена на новых территориях трудно переоценить. Ведь до присоединения ТиНАО к Москве, там не было ни единой станции подземки. Что совершенно неприемлемо для района, где должно проживать 1,5 млн жителей к 2035 году.
Поэтому в Новую Москву ведут сразу несколько веток. На сегодня здесь работают восемь новых станций. Вдобавок к ним ещё семь обещают открыть для пассажиров в 2023-2024, и шесть — к 2027 году.
Это показывает, что с темпами строительства метрополитена в Новой Москве всё нормально. Есть, правда, некоторые вопросы к тому, где прокладывают новые участки подземки. О чём можно прочитать в статье: «Где в Москве ненужные станции метро».
Дороги
Продумано и развитие автомагистралей. К 2035 году в Новой Москве должна появиться улично-дорожная сеть общей протяжённостью 2,1 тыс. км. Из них 1,16 тыс. км будут новые и реконструированные дороги.
На текущий момент построено почти 380 км новых шоссе. Запущено движение по новым автомагистралям: М-3 «Украина» – Середнево – Марьинo – Деснa и ЦКАД. Так что и с отсутствием дорог в Новой Москве проблем быть не должно.
Жильё
Самый интересный момент в планах мэрии для нашего портала это, конечно же, жилищное строительство. И здесь в Новой Москве представляется огромный объём работы. Ведь даже по самым грубым прикидкам (18 кв. м на человека) на то, чтобы обеспечить 1,5 млн человек жильём, потребуется 27 млн кв. м недвижимости.
За первые 10 лет московская мэрия отчиталась о возведении уже более 22 млн кв. м жилья. В 2022-м должны быть введены в эксплуатацию ещё около 3 млн кв. м недвижимости в новостройках. Это отличные темпы строительства.
Это подтверждается тем, что ТиНАО обогнал все другие московские округа по объёму предложений на первичном рынке жилья. Сейчас на портале novostroy.ru в локации «Новая Москва» представлены 212 новых жилых комплексов. В продаже 3,7 тысяч квартир от застройщиков.
Так что планы по развитию жилой среды московские власти успевают воплощать в срок, а то и с опережением. Получается, за будущее Новой Москвы можно не переживать? Здесь будет город-сад, как с картинок?
Наверное, да. Правда, есть кое-какие нюансы.
Сомнения
Но начнём с того, что похвалим власти города. Во-первых, за ответственное планирование развития Новой Москвы. Продумано многое: транспортная и инженерная инфраструктура, жилая среда, наличие социальных и рекреационных объектов, обеспечение населения рабочими местами и др. К примеру, есть даже график ввода новых пожарных депо.
Во-вторых, за открытость. Планы и отчёты по развитию Новый Москвы ни от кого не прячут. Наоборот, их легко найти на сайте мэрии.
Но есть за что и поругать. В частности, за лукавство относительно характера застройки новых территорий. Приведём несколько цитат заммэра Москвы (из интервью изданию «Комсомольская правда» от 26 июля 2011 года).
Из его слов можно сделать вывод, что в Новой Москве планировалась разнообразная застройка: и высотки, и малоэтажки, и ИЖС. Теперь смотрим, что получилось по факту.
В рейтинге жилых комплексов Новомосковского административного округа за 2020 год было представлено 33 строящихся объекта. Из них:
- малоэтажных — 0;
- высотностью от 9 этажей и выше — 24 (73%);
- комфорт-класса — 30 (91%).
Для микрорайонов с такой застройкой придумано очень звучное народное название — человейники. Конечно, всё это можно свалить на девелоперов. Но ведь разрешения на строительство и ввод домов в эксплуатацию подписывают вовсе не люди с улицы.
Также сомнения вызывает и возможность выполнения главной (декларируемой) цели расширения столицы на Юго-Запад — создание полицентричного города. ТиНАО планируется сделать новым деловым центром, а «старую Москву» оставить историческим и административным.
Это бы позволило избавить мегаполис от постоянных пробок и толкучки в метро. И такое может сработать, если в Новой Москве действительно появятся рабочие места: бизнес-центры, производства и т.п.
Но за прошедшие 10 лет этого пока не наблюдается. Новая Москва превратилась в очередной спальник, из которого по утрам надо ехать на работу в центр, а вечером — обратно домой.
Так что дорожная ситуация в Москве за последнее время кардинально не изменилась. Всё так же на карте пробок центр города и кольцевые магистрали красно-жёлтого цвета, а почти весь Юго-Запад — зелёный.
С другой стороны, у мэрии Москвы есть ещё 13 лет на то, чтобы довести проект освоения новых территорий до конца. Тогда и можно будет делать окончательные выводы.
Комментарии