В прошлом году на российском рынке недвижимости зафиксирован минимальный объем ввода торговых площадей за последние 10 лет, сообщает консалтинговая компания Knight Frank. Эксперты рассказали, что ждет торговые центры в будущем.

В Московской области только треть из заявленных к открытию в 2020 году торговых центров введена в эксплуатацию. В связи с пандемией коронавируса был перенесен ввод 70% анонсированных объектов. В регионах ситуация не лучше: в прошлом году сданы 10 торговых объектов суммарной площадью 228 тыс. кв. м, что на 81% ниже заявленного объема и почти вдвое меньше показателя 2019 года.
Как отмечает коммерческий директор девелоперской компании Glincom Иван Татаринов, коронавирус сыграл ключевое значение в переносе сроков ввода в эксплуатацию торговых центров, поскольку было непонятно, как долго будут действовать новые условия. Многие ритейлеры отказались от планов по развитию и расширению сетей. Также на развитие офлайн-ритейла оказывает ощутимое влияние интернет-торговля.
«Пандемия ускорила трансформацию на рынке коммерческой недвижимости — в связи с нестабильной эпидемиологической обстановкой онлайн-ритейл и сервисы готовой доставки еды и продуктов стали пользоваться еще большей популярностью», — комментирует Тимур Зайцев, руководитель направления коммерческой недвижимости в «Авито Недвижимости».
При этом, по словам эксперта компании JLL Наталии Киреевой, показатели многих ТЦ ухудшились задолго до пандемии. В Москве и области нуждаются в пересмотре концепции около 2,2 млн кв. м морально устаревших проектов из 7 млн существующего предложения. В Санкт-Петербурге — не менее 30% торговых центров.
«Пандемия и ограничения в работе торговых центров как в Москве, так и в Петербурге усилили те тренды, которые наметились ранее. С 2021 года мы ожидаем начало массовой перезагрузки торговых центров с целью трансформации под нужды изменившейся реальности. Рынок подошел к той стадии, когда большая часть торговых центров нуждается в переосмыслении», — говорит Наталия Киреева.
По ее словам, пандемия показала важность связи офлайн и онлайн-ритейла. Большее взаимодействие с онлайном, развитие постаматов, шоурумов — одно из направлений будущего развития торговых центров.
Эксперты также уверены, что в дальнейшем в торговых центрах будут развиваться проекты, которые либо очень сложно, либо вообще нельзя перенести в онлайн-формат (общепит, развлекательные и досуговые операторы).
«Постепенно уходят в прошлое узкоцелевые или одноцелевые торговые центры, такие как гипермаркет или только fashion галерея. На их смену приходит многофункциональность. При этом увеличивается значение общепита, развивается сегмент фуд-холлов», — говорит Наталия Киреева.
Комментарии