Удушливый запах, тонущие в лужах автомобили, вероломные застройщики, ждущие в пробках автомобилисты, отчаявшиеся пристроить своих чад в садик родители… Всё это лишь маленькие кусочки из той мозаики, которая изображает увлекательную жизнь новых микрорайонов. Готовы ли вы увидеть её целиком?
Границы столичных мегаполисов — Москвы и Санкт-Петербурга — ежегодно расширяются за счёт новостроек на окраинах. Что вполне логично, ведь пустующих участков под застройку в черте города (а уж тем более в центре) почти не осталось.
Тем более что жильё на окраинах пользуется высоким спросом. Особенно если даёт городскую прописку. Низкие цены на квартиры всё же делают своё дело. Они перевешивают и удалённость от центра, и плохую транспортную доступность, и многие другие «грехи» свежезастроенных окраин.
Но это только на момент покупки квартиры. Прожив в таких новых домах пару-тройку лет, многие люди мечтают поскорее переехать. И часто готовы купить квартиру даже в старой хрущёвке. Тому есть объективные причины.
Ровно год назад мы уже вскользь касались проблем многих новых локаций Санкт-Петербурга в статье о перспективных окраинах, где квартиры могут вырасти в цене: Балтийской жемчужине, Кудрово и намыве Васильевского острова. И куда более пристально разбирали проблемы самого известного среди урбанистов пригорода Питера — Мурино.
Проблемы таких свежезастроенных микрорайонов типичны и вполне ожидаемы. Но всё равно почему-то неизбежны.
Транспорт
Добираться до новых домов бывает непросто и пешеходам, и автомобилистам. Прежде всего дело в пробках на дорогах. Почти для каждого спального района на окраине характерна одна и та же картина: утром все едут в центр, вечером обратно.
Отсюда забитые машинами дороги и низкая скорость движения. Отчего страдают и автомобилисты, и пассажиры наземного общественного транспорта. В Петербурге, например, острее всего стоит вопрос с транспортной доступностью района «Балтийская жемчужина». Впрочем, эта проблема может встречаться и в «спальниках», построенных ещё в советское время.
Но там, по крайней мере, есть дороги. А вот в новых микрорайонах не всегда. Вернее так, частенько их прокладывают не сразу после заселения жильцов и в не очень качественном исполнении.
Яркий пример — намыв Васильевского острова. Два года назад, мы уже писали о сложившейся ситуации. Власти города не могли договориться с девелоперами о том, кто же должен строить и обслуживать дороги к новым домам. В результате автомобили буквально тонули в лужах.
Частенько девелоперы «покупают» внимание клиентов тем, что вскоре рядом с их домами появится метро. Увы, этот срок может растягиваться до невообразимых пределов. Что особенно характерно для Петербурга.
Дольщики ЖК «София», наверняка ожидали, что к новоселью у них под боком уже появится метро «Проспект Славы». Ведь на сайте у застройщика было написано чётко — открытие в 2018 году.
По факту застройщик сдал последние дома с опережением сроков ещё в конце 2017 года. А вот Метротрострой свой объект — с опозданием, лишь в октябре 2019-го. Но это ещё по-божески. Вот покупатели квартир в ЖК «Первый квартал» могли видеть рендеры своего будущего дома со станцией метро через дорогу ещё на этапе старта продаж.
Новоселье дольщики отпраздновали уже давно, а вот когда «Боровую» откроют в реальности, неизвестно до сих пор. Конечно, застройщики здесь не при чём. Вопрос соблюдения планов открытия станций находится в компетенции Метростроя. Но всё же как-то нехорошо. Зачем давать людям ложные надежды?
В столице такой проблемы практически нет. Там новые станции метро появляются часто и строятся быстро. Правда, вот их местоположение иногда вызывает вопросы. Возьмём недавно открытую станцию метро «Коммунарка». Её вестибюль находится далеко не в центре посёлка, а на окраине.
Прямо рядом с пустырём. Конечно, возможно в будущем его застроят и домов там будет не меньше, чем сейчас в Коммунарке. В любом случае из северной части посёлка до метро далековато. С Бачуринской улицы нужно идти 25-30 минут.
Детсады, школы и больницы
Коммерческой инфраструктурой новые жилые кварталы обрастают довольно быстро. Дух капитализма быстро заполняет первые этажи новостроек продуктовыми магазинами, булочными, кафе, пивными и т. п.
В первые несколько лет после сдачи домов ещё бывают трудности. К примеру, из-за низкой конкуренции цены в таких торговых точках у дома бывают гораздо выше. Но потом, когда в район заходят крупные сети, это перестаёт быть проблемой.
С социальной инфраструктурой дела в новостройках похуже. Сегодня планировать строительство детских садов, школ и больниц в новых жилых комплексах стало абсолютной нормой. Увы, не всем таким планам суждено воплотиться в жизни.
Из тех же застройщиков, которые своё слово держат, многие оставляют строительство соцобъектов на потом. Начинают работы уже после сдачи всех жилых корпусов. В результате огромные очереди на места в детсадах, необходимость водить ребёнка в школу за несколько километров от дома и т. п. Родителям приходится «выбивать» образовательные объекты всеми правдами и неправдами.
Проблемы новых микрорайонов ухудшают ситуацию в целом по городу. Так в 2019 году обеспеченность школами в Петербурге составляла 85,1 место на 1 тысячу человек. Нормативный показатель — 120 мест.
Это вовсе не значит, что четверть петербургских школьников находятся на домашнем обучении. Просто школы комплектуются большим количеством детей, чем запроектированное число учащихся. Подробнее об этом можно прочитать в статье: «Где купить квартиру без детсадов и школ».
Экология
Идеальной с точки зрения экологии нельзя назвать ни одну из наших столиц. И в Москве, и в Санкт-Петербурге состояние воды, воздуха и почвы вызывает нарекания. На окраинах даже бывает гораздо лучше, чем в более обжитых, но промышленных районах. Но тут как повезёт.
Вряд ли кому-то из москвичей не известно о характере запахов в Некрасовке. Или кто-то из петербуржцев затруднится сказать сколько в Мурино и Буграх крупных парков (ни одного, если что).
Бороться с экологическими проблемами целых районов очень сложно. Бывает, что долгие годы усилий активистов тонут в бюрократических отписках и обещаниях. Остаётся только смотреть на ситуацию с юмором.
Сами виноваты?
Конечно, это далеко не все из возможных проблем, которые могут поджидать новосёлов. Неадекватные соседи, многолетний ремонт за стенкой, плохое качество отделки от застройщика и ещё много чего увлекательного в таком духе. Но такие трудности могут случаться даже у покупателей квартир в элитных новостройках в центре города.
Так что, если захотите, то сможете найти сотни статей и видео о том, какой же это кошмар жить в новостройке. Забавнее всего в таких материалах читать комментарии. Обязательно найдётся тот, кто будет осуждать автора в духе: сами виноваты, продешевили, надо было в нормальном районе покупать, а не в голом поле…
Что же, это вполне справедливо. В давно застроенных и обжитых локациях многих из вышеперечисленных проблем нет. Только вот стоимость первичного жилья там выше. Обычно довольно значительно.
При сегодняшних космических ценах за кв. м в Москве и Петербурге, студия или «однушка» в Некрасовке или Мурино — единственный шанс приобрести хоть какое-то жильё в мегаполисе. Хотя бы в ипотеку на полжизни.
Так что выбора по большому счёту у многих и нет. Люди продолжат переезжать в столицы и создавать спрос на жильё. Места в обжитых районах будет не хватать, и застройщики станут возводить здания всё дальше от центра. А квартиры в свежезастроенных районах будут покупать всё так же охотно. Какими бы условия там ни были.
Комментарии