Гарантийный фонд или опять двадцать пять
Инициатива столичного правительства, озвученная главой Москомстройинвеста Константином Тимофеевым, по сути, тоже сводится к ужесточению 214-ФЗ. И с той же целью: минимизировать риски дальнейшего роста числа обманутых дольщиков. Но от тезисов реформы долевого строительства, ранее озвученных вице-премьером Игорем Шуваловым, в ней есть два существенных отличия. Во-первых, предлагается иной механизм обеспечения гарантии завершения стройки, во-вторых, не предполагается постепенного «сворачивание» действия 214-ФЗ как такового.
Согласно предложению столичных властей, чтобы получить право продавать квартиры в строящихся домах по ДДУ, девелопер обязан будет к началу стройки и старту продаж аккумулировать на своём счёте порядка одного миллиарда рублей. Это даст дополнительные гарантии от рисков появления обманутых дольщиков помимо тех, которые уже предусматривает закон о долевом строительстве после его изменения в 2013 году.
«Мы хотим добиться того, чтобы коэффициенты ликвидности и финансовой устойчивости девелоперов позволяли в случае срывов сроков либо компенсировать деньги гражданам, либо достроить объект с использованием собственных средств», – так пояснил позицию московской мэрии в августовском интервью РИА Недвижимость Константин Тимофеев. Конкретные законодательные инициативы в данном направлении уже направлены ведомством в Минстрой РФ.
Стоит напомнить, что подобная инициатива уже звучала, причём на федеральном уровне. В октябре 2012 года Владимир Путин поручил Правительству РФ разработать поправки в закон о долевом строительстве, касающиеся «установления требований к финансовой устойчивости и величине уставного капитала застройщиков», реализующих квартиры по 214-ФЗ. Однако никакого воплощения на практике эта инициатива не получила, впоследствии её заблокировал Минфин РФ.
Реформа закона, новая редакция которого вступила в силу с 1 января 2014 года, ограничилась реализацией других октябрьских поручений президента. В частности, о дополнительных механизмах обеспечения застройщиками своих обязательств, одним из которых стало обязательное страхование их ответственности перед дольщиками.
На пути к монополиям
По оценкам практически всех опрошенных novostroy.ru экспертов, внедрение подобной инициативы в жизнь обернётся существенной монополизацией рынка долевого строительства даже в столичном регионе. В частности, по мнению заместителя гендиректора инвестиционно-риелторской компании «Еst-a-tet» Владислава Луцкова, укрупнение рынка неизбежно. В Мocкве и Подмocкoвьe останутся с десяток или чуть более компаний-девелоперов, которые смогут позволить себе резервировать столь крупные суммы из собственных средств.
«Введение «миллиардного барьера» для строительных компаний приведет к резкому сокращению числа игроков на рынке, что, в свою очередь, может спровоцировать снижение уровня здоровой конкуренции и, как следствие, ухудшение качества реализуемых проектов и рост цен» – соглашается директор департамента маркетинга и продаж ГК «Лидер Групп» Дмитрий Пантелеймонов.
К тому же, подобную меру эксперт считает явно избыточной. По его словам, действующие механизмы обеспечения гражданской ответственности девелоперов, предусмотренные законом о долевом строительстве, и без того хорошо работают. Особенно после недавнего ужесточения требований к страховым компаниям, которые вправе заниматься обязательным страхованием гражданской ответственности «застройщиков по ДДУ» (не менее 1 млрд руб. собственных средств на счету страховщика и т. п.).
Тем самым, стоит ли подобная «сверхперестраховка» тех неудобств для конечных покупателей квартир, которыми связаны с неизбежной в этом случае монополизацией рынка – вопрос открытый. Однако, по другим оценкам, инициатива могла бы стать полезной, правда, в несколько трансформированном виде.
По словам заместителя генерального директора компании «НДВ-Недвижимость» Яны Сосоревой, «обязательный миллиард» правильнее было бы заменить «обязательным процентом». То есть, к началу стройки для возможности привлекать средства по ДДУ девелопер должен будет располагать на своих счетах средствами в размере примерно 50% от стоимости будущего проекта.
Правда, при всей логичности такого подхода до конца непонятно, как обеспечить полную гарантию от возможных злоупотреблений, как со стороны самих девелоперов, так и контролирующих долевое строительство чиновников. В частности, если исходить из российских реалий, реализация подобного механизма на практике несёт в себе очевидные риски.
Туманные перспективы
Пока обсуждение очередной реформы закона о долевом строительстве большей частью проходит в другом направлении. В первую очередь, речь идёт о формах дополнительного контроля за расходованием денег дольщиков со стороны банков.
Что касается инициативы столичных властей, предсказать её судьбу на федеральном уровне крайне сложно. Учитывая, что похожий механизм не был реализован даже несмотря на поручение президента, шансов на её претворение в жизнь пока немного.
Однако нельзя исключать, что дальнейшее развитие общих кризисных тенденций может изменить ситуацию в корне. В частности, к созданию тех или иных барьеров, которые просто отсекут от долевого строительства мелких и средних игроков, заведомо менее надёжных в глазах властей. Тогда требование «обязательного миллиарда» придётся очень кстати.
К тому же нельзя исключать, что «банковский тренд» грядущей реформы 214-ФЗ в итоге не продвинется дальше разного рода обсуждений и не завершится ничем конкретным.
Комментарии